Интересным примером организационного структурирования является корпорации Enel – мультинациональная энергетическая группа компаний, оперирующая на энергетическом и газовом рынках.
Для начала приведем основные данные, позволяющие оценить масштаб и сложность деятельности описываемой группы. На момент написания статьи (апрель 2015г.) предприятия группы находятся в 32 странах (в основном – в Европе и Латинской Америке), их суммарная установленная мощность превышает 95 ГВт (для сравнения – суммарная установленная мощность электростанций России превышает 220 ГВт). Выручка за 2014 год – свыше 75 млрд. евро. В компаниях группы работает свыше 70 тыс. сотрудников и осуществляется управление ГЭС, ТЭС, АЭС, термальными, ветровыми, солнечными и другими видами электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии.
Помимо финансовых целей, группа компаний ставит перед собой цели технологического лидерства и обеспечения высокого уровня обслуживания потребителей.
В основу организационной модели Enel положена матричная структура, в которой реализовано одновременное группирование по продуктовому и по географическому принципу.
Головная компания несет ответственность за реализацию стратегических мероприятий, оставив за собой функции:
В отдельный блок выделено управление глобальными сервисными функциями:
Продуктовое группирование реализовано посредством формирования бизнес-направлений:
Бизнес-направления несут ответственность за повышение эффективности производства и международный обмен опытом.
Географическое группирование реализовано посредством создания региональных подразделений:
Региональные подразделения несут ответственность за взаимодействие с ведомствами и регулирующими органами, а также за продажи электроэнергии и газа в каждой из стран соответствующего региона, обеспечивая бизнес-направления необходимыми поддерживающими функциями на уровне страны или региона.
Материал подготовлен на основе информации с официальных сайтов Enel: enel.com, enel.ru