А. Г. Киселев. Деловое моделирование и практика его применения в российских условиях

В статье сделана попытка в максимально упрощённой форме изложить основы делового моделирования, а также дать рекомендации по его применению в повседневной практике российских компаний. По мнению автора, эта статья будет полезна для представителей тех компаний, где отсутствует опыт построения деловых моделей, или же опыт имеется, но в силу различных причин, он получился отрицательным.

К сожалению, зачастую отрицательный опыт приводит к последствиям, которые противоречат простому здравому смыслу. Вместо того чтобы проанализировать причины неудачи и скорректировать свой подход к деловому моделированию, получившие отрицательный опыт представители деловой среды подвергают сомнению ценность деловых моделей и отказываются от делового моделирования как компонента управленческой деятельности. Такое решение может повлечь за собой ряд негативных последствий, начиная от потери внутренней эффективности и заканчивая упущением потенциальных возможностей развития бизнеса.

Что такое деловая модель

Практически любой человек, прочитавший фразу «деловая модель», сформирует в сознании своё собственное представление о том, что это такое и каким практическим целям может служить. Чтобы устранить возможные разночтения, определимся, что мы будем понимать под деловой моделью.

Итак, деловая модель – это упрощённое, однозначное, целостное и адекватное представление об устройстве организации. Под устройством организации понимается весь тот комплекс ресурсов и способов их использования, который применяется для достижения организационных целей.

Для придания большей ясности определению охарактеризуем основные свойства деловой модели:

• Упрощённость

Упрощение подразумевает отражение только тех аспектов деятельности, которые являются существенными (значимыми) с точки зрения достижения целей моделирования. Существенность чего-либо может быть определена только субъективно и, соответственно, уже только поэтому объективной (независимой от решения конкретных субъектов) деловая модель быть не может.

• Однозначность

Однозначность модели позволяет обеспечить одинаковое её понимание у всех её пользователей. Чтобы модель приобрела однозначность, необходимо непротиворечивым образом определить нотацию делового моделирования (набор используемых для моделирования объектов и правила отражения взаимосвязей между этими объектами) и путём обучения обеспечить правильное понимание нотации всеми пользователями модели.

• Целостность

Целостность подразумевает полное и непротиворечивое отражение всех существенных аспектов устройства, значимых с точки зрения целей моделирования. Целостность позволяет представить организацию как единый механизм, служащий единой цели. Соответственно, чтобы обеспечить целостность, необходимо применить такой подход к формированию модели, который бы позволил не упустить ни одну из существенных деталей. Для этого используется соответствующая методология моделирования, которая позволяет организовать совместную работу всех деловых субъектов для формирования единого, согласованного представление об организации.

• Адекватность

Адекватность модели проявляется в её соответствии тем задачам, которые ставят перед собой авторы разработчики модели.

Цели построения деловой модели

Основной целью создания деловой модели организации является поддержка принятия и воплощения управленческих решений. Единое понимание устройства организации должно позволить координировать операционную деятельность, планировать и осуществлять проектные работы, готовить и проводить как стратегические, так и тактические организационные изменения.

Сам по себе процесс делового моделирования приводит к улучшению взаимопонимания сотрудников организации, приводящему к снижению конфликтности и напряжённости в отношениях. Но основная ценность, получаемая в результате построения деловой модели – это ясность и единое понимание устройства организации всеми заинтересованными сторонами.

Компоненты деловой модели

После определения свойств и целей построения деловой модели, логичным будет перейти к описанию составляющих её компонентов. Полная деловая модель состоит из следующих составляющих:

1. Целевые ориентиры и деловая идея организации (целевая составляющая)

Целевые ориентиры устанавливаются собственниками организации напрямую или через уполномоченных представителей – наёмных менеджеров. Деловая идея (а точнее, комплекс положенных в основу функционирования организации взаимосвязанных деловых идей) базируется на использовании тех возможностей деловой среды, которые позволяют в соответствии с целевыми ориентирами удовлетворять потребности потребителей.

Целевые ориентиры организации отображаются в виде иерархической структуры – дерева целей (рис. 1), где общеорганизационные цели декомпозируются на частные цели, которые могут быть назначены конкретным подразделениям и сотрудникам.

Рис. 1. Фрагмент дерева целей

2. Используемые и создаваемые ресурсы (ресурсная составляющая)

Под ресурсом будем понимать некий материальный или нематериальный объект, которым можно целенаправленно управлять и который либо сам составляет некоторую объективную ценность для заинтересованных лиц предприятия, либо является средством для формирования такой ценности из другого объекта. Под преобразованием ресурса будем понимать целенаправленное придание ему новых или существенное изменение имеющихся свойств.

В определённом смысле организация может рассматриваться как целенаправленно формируемый комплекс различных ресурсов, необходимых для формирования конечной ценности для заинтересованных лиц (акционеров, сотрудников, партнёров, клиентов).

Модель ресурсов является особым срезом, который позволяет посмотреть на бизнес с точки зрения его наиболее значимых промежуточных и конечных результатов деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент модели ресурсов

В контексте модели ресурсов рассматриваются только те ресурсы, которые являются ключевыми в силу своего влияния на стоимость и непрерывность бизнеса.

Особым видом ресурса является информация. Построение информационной модели, содержащей структуру используемой в рамках организации информации, является не только трудоёмкой, но и достаточно сложной интеллектуальной задачей. Единственным достаточно надёжным способом для полного и адекватного отражения информации является соотнесение информационных объектов с ресурсами и последующее связывание характеристик и состояний информационных объектов с деловыми процессами.

3. Порядок использования и преобразования ресурсов (процессная составляющая)

Порядок использования и преобразования ресурсов определяется моделью деловых процессов. Под деловым процессом понимается действие, направленное на преобразование некоторого ресурса из исходного состояния в целевое.

Модель деловых процессов (рис. 3) является основным инструментом для координации работ, выполняемых на повторяющейся основе. Формализация процесса в рамках модели означает наличие в организации представления о наилучшем способе выполнения данной работы.

Рис. 3. Фрагмент модели деловых процессов

Модель деловых процессов является базисом как для регламентации, так и для автоматизации. Задачу автоматизации существенным образом упрощает наличие явным образом выделенной процессной информационной модели – части информационной модели, отражающих исполнение деловых процессов через изменение статусов информационных объектов.

С точки зрения управления организацией в целом процесс может рассматриваться как единица учёта, для которой измеряются показатели на входе и на выходе. На основе этих показателей можно построить как систему мониторинга процессов и поддержки принятия управленческих решений, так и систему мотивации сотрудников с использованием показателей результативности.

4. Порядок обеспечения устойчивого функционирования организации (ролевая составляющая)

Организация помимо непосредственного производства продуктов для внешних потребителей должна осуществлять достаточно сложную деятельность по поддержанию собственной готовности производить необходимые потребителю продукты.

Для моделирования функциональной компоненты организации может быть использована ролевая модель, отражающая существующий в организации набор ключевых ролей (целостных зон ответственности). Каждая роль предполагает наличие определённого объекта управления и определённых видов управленческого воздействия на него. Содержание работ в рамках исполнения конкретной роли может не быть стандартизировано (заранее предопределено моделью делового процесса), и в этом случае соответствующий сотрудник обязан организовать выполнение процесса в соответствии с собственным профессиональным видением наилучшего способа его реализации.

В определённом смысле можно сказать, что роль – органический элемент, в то время как стандартизированный деловой процесс – механический элемент организации.

5. Порядок группирования организационных единиц (организационная структура)

В идеале организационная структура должна строиться на основе ресурсной и ролевой моделей. Каждая роль должна быть соотнесена с конкретной организационной единицей (должностью, подразделением, группой), каждая организационная единица должна иметь необходимый набор компетенций для исполнения назначенных ей ролей. При этом должно обеспечиваться правильное управление зависимостью между ресурсами.

В зависимости от ситуации и целей моделирования деловая модель может быть построена без некоторых из вышеперечисленных компонентов.

Кто должен строить и поддерживать деловую модель

Чем большую значимость приобретает деловая модель как инструмент координации работ и согласования изменений, тем важнее становится вопрос, кому поручена функция делового моделирования. По мнению автора, эта функция на начальном этапе может быть отдана внешним или внутренним аналитикам, имеющим достаточный опыт проведения делового моделирования, а в дальнейшем осуществляться всеми управленцами организации при поддержке единого координационного центра, ответственного за поддержание целостности и актуальности деловой модели.

В этом случае на начальном этапе можно будет быстро провести основной объём рутинной работы, связанной с отражением деятельности, носящей повторяющийся характер. Ключевым аспектом этой деятельности будет являться формирование целевой, процессной, ресурсной составляющих деловой модели. По завершению наиболее трудоёмкого этапа формирования первого варианта модели должно быть проведено обучение управленцев методам дополнения и изменения деловой модели, поскольку именно на них должны быть возложены эти функции. Единый координационный центр по управлению деловой моделью должен курировать согласование и утверждение изменений и дополнений деловой модели, обеспечивать её целостность, отслеживать правильность использования нотации, проводить обучение сотрудников и предоставлять необходимые консультации.

Здесь можно наблюдать аналогию с регламентацией: разработчиком регламента может выступать практически любой сотрудник организации. Ответственность же за систему регламентации и отсутствие противоречий между действующими регламентами несёт, как правило, специальное подразделение.

Описанный выше подход накладывает на инструментарий моделирования определённые требования по удобству и доступности. Именно поэтому, по мнению автора, успешное деловое моделирование не может быть совмещёно с использованием распространённых ныне нотаций, нацеленных на поддержку программных разработок (например, IDEF или UML). Такие нотации, как правило, не ориентированы на уровень восприятия среднестатистического управленца.

Несоответствие инструментария также может выражаться в сравнительно высокой стоимости его приобретения и использования. Ни в коем случае нельзя забывать, что деловое моделирование не есть самоцель и зачастую является только инструментом снижения общих управленческих затрат.

Опубликовано: Журнал «Кейс» №4 за 2007 год

Яндекс.Метрика